Высокозащищённое Транспортное Средство “Ладога”

   Подготовленный материал рассказывает об одной из уникальнейших спецмашин, которая привлекалась для работ под стенами разрушенного ядерного реактора Чернобыльской АЭС в 1986 году. Технические характеристики машины позволяли экипажу в течении двух суток находится в автономном режиме и изучать зоны радиационного, химического и бактериального загрязнения. Именно этой машиной пользовалась советская партийная и научная элита для осмотра эпицентра радиационной катастрофы на ЧАЭС.

  Задачи «Ладоги» в эпицентре катастрофы на ЧАЭС  

  История создания ВТС «Ладога»  

  Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”  

Задачи «Ладоги» в эпицентре катастрофы на ЧАЭС

   Уникальную спецмашину доставили в район разрушенного реактора уже 3 мая 1986 года. Для этого был организован спецавирейс Ленинград – Киев. Из аэропорта спецтехника своим ходом дошла до города Чернобыль и далее на промышленную площадку Чернобыльской АЭС. Спецмашина, на которую возлагались большие надежды специалисты, должна была обеспечить надежную защиту для персонала, выполняющего радиационную разведку с целью определения текущей радиационной ситуации в непосредственной близости от разрушенного реактора. Особо остро эта проблема стояла в первые месяцы после разгерметизации ядерного реактора.
   Спецмашиной, которая могла решить проблему, была ВТС (Высокозащищённое Транспортное Средство) “Ладога”.


Высокозащищенное транспортное средство “Ладога”
(Фотоизометрия).


   Вместе с ней прибыло и 29 специалистов организации-разработчика – КБ-3 Производственного Объединения "Кировский Завод".
   В общей сложности, с 3 мая по 28 сентября 1986 года «Ладога» прошла более 4720 км, преодолевая участки с фоном до 1600 Р/час, заходя в машинный зал ЧАЭС (данные - http://www.spec-tehnica.ru/articles/articles_443.html), выполняя разведку местности на прилегающей к четвёртому энергоблоку территории. ВТС «Ладога» проводила рекогносцировочное изучение местности прилегающей зоне, делая видеозаписи наиболее опасных мест и выполняя другие работы в районе города Припять и разрушенного энергоблока атомной электростанции. Результаты проведенных исследований, которые были получены с помощью ВТС “Ладога” являлись главной информационной базой для планирования работ по ликвидации аварии, а также для оценки характера и объёмов разрушений строительных конструкций и систем Чернобыльской АЭС.
   Первый рекогносцировочный выезд ВТС «Ладога» в зону аварии был осуществлен под руководством И. С. Силаева - Председателя правительственной комиссии по вопросам ликвидации аварии на ЧАЭС СССР. Регулярно выезжали на “Ладоге” в район Чернобыльской АЭС начальник химической службы Минобороны В.К. Пикалов, академик Е.П. Велихов, министр среднего машиностроения Е.П. Славский и другие члены комиссии.
   
   

История создания ВТС «Ладога»

   Среди гусеничных машин, созданных специально для работы спасателей в чрезвычайных ситуациях, «Ладога» занимает особое место. Она обладает комплексом защитных качеств, которые позволяют ей успешно действовать в самых тяжёлых условиях, надежно защищая экипаж от всех возможных средств воздействия оружия массового поражения и (или) смертельных факторов, вызванных техногенной аварией или катастрофой.
   Задание на разработку ВТС конструкторское бюро получило от правительства в конце 70-х годов. Новое транспортное средство должно было обладать высокими показателями подвижности, высокой степенью защищенности и способностью длительное время работать в автономном режиме, обеспечивая надежную защиту экипажа от радиационного, химического и бактериологического воздействий.


ВТС “Ладога” на марше.

   Жесткие требования предъявлялись к средствам связи — как внутренним, так и внешним. Изготовление изделия предполагалось осуществить в сжатые сроки, максимально унифицировав машину с другими ранее выпускаемыми гусеничными машинами.
   Работа была поручена заместителю генерального конструктора В. И. Миронову. На заводе появилось отдельное подразделение — специальное конструкторское бюро КБ-А, которое в 1982 году приступило к активной деятельности, связанной с проектированием ВТС. В разработках участвовали главный конструктор проекта В. И. Буренков, ведущие инженеры A. M. Константинов и А. В. Васин, ведущие специалисты В. И. Русанов, Д. Д. Блохин. Э. К. Фененко, В. А. Тимофеев, А. В. Алдохин, В. А. Галкин, Г. Б. Жук и др.

Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”


   Базой, для реализации проекта, было выбрано хорошо отработанное шестикатковое гусеничное шасси танка Т-80 с заднем расположением МТО. На нем выполнили броневой корпус в котором разместили рабочее пространство экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, оборудование наблюдения, измерения, фиксации различных параметров внешней среды, исследовательские приборы. Аналог системы автономного жизнеобеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном объеме рабочего пространства. Имеется возможность обеспечить экипаж воздухом не через ФВУ (фильтровентиляционной установки), а из баллона, возимого над крышей МТО (моторно-трансмиссионного отделения). На внутренней поверхности корпуса крепятся элементы подбоя – противонейтронной защиты, ставшего уже классической, для всей советской гусеничной техники. Основой подбоя является изотоп Бора - 10В, который характеризуется высоким эффективным сечением захвата тепловых нейтронов (3х10 м2). Важно, что при этой ядерной реакции возникают только стабильные ядра. Также, стоит отметить, что при взаимодействии ядер 10В с нейтронами образуются заряженные - частицы, которые легко регистрировать бортовыми счётчиками. Оценивая радиационный фон внутри пространства машины и за его пределами, можно делать выводы о степени защиты экипажа.
   Помимо стандартных (для гусеничных машин) средств наблюдения (перископов и приборов ночного видения), есть две видеокамеры.


ВТС “Ладога” - Вид на основной люк посадки-высадки экипажа


   В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель ГТД-1250, мощностью 1250 л.с., разработанный специально для гусеничной техники НПО им. В. Я. Климова, который не имеет “обычного” барьерного фильтра и обладает свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу через проточную часть турбины, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения. Воздухоочиститель обеспечивает очистку атмосферного воздуха от пыли до концентрации не более 75 мг/м3, при средней запыленности на входе в воздухоочиститель до 2,5 г/м3.
   Так же в качестве дополнительных мер предусмотрена система сдува пыли сжатым воздухом с направляющих лопаток соплового аппарата турбины. Такая конструкция двигателя позволяет быстро и эффективно производить дезактивацию. Ходовая часть и трансмиссия, разработаны специально под ГТД, имеют повышенный запас эксплуатационных свойств. Сзади, над левой надгусеничной полкой расположен газотурбинный энергоагрегат мощностью 18 кВт, обеспечивающий электроэнергией все системы машины на стоянках.


Моноблок двигателя ГТД-1250 ВТС “Ладога”


   В начале 1980-х годов «Ладога» успешно прошла весь комплекс стендовых и ходовых испытаний. Но главное испытание ей предстояло ещё пройти – весной-осенью 1986 года.

   

Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”

Масса, тонн42
Экипаж, чел6
Автономность, час48
Максимальная скорость, км/ч75
Запас хода, км330
Энергоагрегат, кВт18
Ширина машины, мм3525
Ширина гусеничных лент, мм580
Преодолеваемый подъём, град32
Высота преодолеваемой стенки, м1,0
Ширина преодолеваемого рва, м2,85
Глубина преодолеваемого брода, м1,2
Диапазон рабочих температур, 0Сот – 45 до +40
Высота над уровнем моря, мне более 3000
Запылённость воздуха, г/м3не более 2,5
Время запуска двигателя, минне более 1
Применяемые марки топлив в двигателе ГТД-1250:


а) основное дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид I
б) дублирующее ТС-1, РТ ГОСТ 10227-86
в) резервное бензин А-76 ГОСТ 2084-77;
дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид II.

Расход топлива (на марше), г/л.с.276




ВТС “Ладога” - Вид спереди




ВТС “Ладога” - Вид слева


ВТС “Ладога” - Вид справа


ВТС “Ладога” - Вид сверху

   
   Автор материала: инженер-конструктор ОАО “МЗ”Арсенал” Никонов Р. Е.
   
   Консультант по многоцелевым гусеничным машинам: Галкин С. М.
   
   Список источников:
   1. “Ладога” у ядерного кратера”, статья из журнала “Современное Машиностроение”, заимствовано с сайта www.spec-tehnica.ru;
   2. Официальный сайт ОАО “Спецмаш”, www.specmash-kb.сом;
   3. “Каталог продукции ”КЛИМОВ. Технология полёта”, Официальный сайт ФГУП “Завод им. В. Я. Климова”, http://klimov.ru;
   4. Курс “Конструкции и проектирование специальных машин”, ЛМСТ им. Ж. Я. Котина, Санкт-Петербург, 2002 г.;
   5. “Танк бросивший вызов времени” М. В. Ашик, А. С. Ефремов, Н. С. Попов, Санкт-Петербург, 2001 г;
   6. Чертежи проекций общего вида работа автора статьи. Выполнены по фотографии средствами САПР AutoCad.


  Оставить свое мнение по поводу прочитанного Вы можете в "Гостевой книге" сайта.






::   Стоит посмотреть   ::


Фотогалерея




Гостевая книга
(выскажи свое мнение)




Автор проекта






Используйте материалы только с разрешения www.chornobyl.in.ua. Наличие прямой ссылки обязательно.