Чернобыль

Чернобыль в период Киевской Руси

Северная и северо-западная территория древнего Киевского княжества, согласно свидетельствам древних летописей, уже в десятом столетии была покрыта густой сетью городов, феодальных замков и поселений. Заселенными были в большей степени берега рек Припять, Тетерев, Ирпень и Уж. В летописях вспоминаются названия поселений, в частности Овруч, Рильск, Семоч и другие. Среди этой когорты исторических населенных пунктов весомое место занимал Чернобыль.
Первое упоминание о городе Чернобыль было найдено в Ипатьевской летописи. Где указывается, что в 1193 году Ростислав охотился возле города Чернобыль: «Князь Вышгородский и Туровский Ростислав – сын Большого князя Киевского Рюрика ехал с ловом от Чернобыля к Торцийска». Кроме того в Лаврентиевской летописи описывается исторический поход князей в 1127 году, через город Стрежив, который был самым южным городом Полоцкого княжества и стоял на страже полоцких земель от древнего Киева. Это подтверждает и историк Лаврентий Похилевич в своем труде «Сказания о населенных местностях Киевской губернии» (издана в 1864 году).
Существуют свидетельства, что еще в конце XIX столетия на месте Стрежева можно было увидеть земельные укрепления, валы, рвы и курганы сохранившееся со времен Киевской Руси. В одном из курганов, который называется Татарским, найдено оружие, а также сокровище ювелирных бронзовых и серебряных украшений XII-XIII ст. В связи с этим исследователи истории г. Чернобыля пришли к выводу, что упоминание в Ипатьевской летописи о Чернобыле есть ни чем иным, как воспоминанием о переименованном городе Стрежев.
Существуют и другие гипотезы возникновения Чернобыля. Название города Чернобыль может происходить от слова «чернобыльник» — так, с древних времен и сейчас, называют вид полыни, которая растет в окрестностях Чернобыля.

Чернобыль во времена монголо-татарского нашествия

Древняя история города Чернобыль имеет события, которые связанны с монголо-татарским нашествием, литовским, а также польским правлением.
Так XIII столетии в районе впадения реки Припять в Днепр состоялось сражение объединенного литовско-украинского войска с татарами. Монгольско-татарское войско, которым руководил Кайдан – военачальник Батыя, было полностью разбито, а Кайдан чудом спасся. Как утверждают историки, это была первая победа Руси на монголо-татарами.

Читайте также: Археологические раскопки в городе Чернобыль в 2013 году

Древняя карта Чернобыль

Карта Малоросии

Рисунок – Карта Малоросии, которая была составлена в начале 17-го столетия известным путешественником Бопланом. В то время Малоросия была под владением Польши.

В 1569 году, после подписания Люблинской унии между Литвой и Польшей, Чернобыль отходит под владение Польши. Власть над городом переходит в руки династии шляхтичей Сапегов.
Освободительная война украинского народа 1648-1654 гг. не обошла стороной и Чернобыльские земли. В результате военных действий эти территории многократно переходил из рук в руки. В Чернобыле побывал также Киевский полк повстанческой армии Богдана Хмельницкого под командованием А. Ждановича.

Староверы и старообрядцы в истории чернобыльского края

На этих территориях, в XVIII веке, нашла прибежище община староверов. В непролазных чащах лесов они построили скиты, где могли беспрепятственно, по старому, молиться своим богам. Даже сейчас, в центральной части зоны отчуждения, можно найти остатки древнего поселения староверов. Оно зовется «Городище». Городище представляет собой участок территории, обнесенный двумя земляными валами. Эти земляные укрепления хорошо идентифицируются и в наше время. В наше время историко-культурных исследований этого поселения не проводилось.
Староверы жили и в городе Чернобыль. Так, в книге «Репортажи из Чернобыля» (авторы Илльеш А.В.и Пральников А.Э.) говорится, что во второй половине 17-го столетия в Чернобыле поселились староверы. Позже их секта начала называться «чернобыльской». Глава этой секты, Илларион Петров имел странное прозвище «Коровьи Ножки» и отмечался чрезвычайным фанатизмом. Секта проповедовала быстрое пришествие антихриста и приход конца света. Интересно, что чернобыльские сектанты позже переселились в Австрию (в конце 18-го столетия). Сектанты были приглашены лично австрийским императором Иосифом II, который даже освободил их от налогов на последующие (после переселения) двадцать лет.
Староверы, которые остались в Чернобыле несколько позже основали несколько поселений в чернобыльском районе. Замошня, Красиловка, Бычки – это населенные пункты в которых жили староверы до 1986 года.
В 1775 году в Чернобыле было основано поселение раскольников – выходцев из Стародубья. Раскольники имели свою церковь в имя св. Филиппа – митрополита Московского. При церкви существовал мужской монастырь.
Во время массовых восстаний украинского народа против польской шляхты, которые возникали несколько раз на Правобережной Украине, Чернобыль дважды (в 1747 и 1751 годах) был захвачен отрядами повстанцев, которые жестоко расправлялись с польской шляхтой. Карательные отряды, которые возглавлял пан Мацкевич, огнем и мечем прошелся по всей местности в районе рек Тетерев и Припять.
Особенную роль в жизни жителей Чернобыля занимала река Припять. Она была кормилицей. Из-за низкой продуктивности земельных наделов жители Чернобыля преимущественно занимались рыбалкой. Кроме этого заготавливали древесину, торф, а также собирали грибы и ягоды.
Наиболее распространенным занятием полищуков была рыболовля, охота, пчеловодство (бортничество), собирательство. Развивались и народные промыслы и ремесла – гончарное дело, ткачество, обработка дерева, металлургия и обработка железа, обработка кожи, плетение, обработка камня, сукновальный промысел и др.
Большие испытания на долю Чернобыля выпали в связи с преследованиями языковая культура, проводилось окатоличивание население, особенно ярко это происходило в период владения городом польской шляхтой. Известно, что в самом Чернобыле в 1600 годе был основан римско-католический костел, а со временем при нем был создан доминиканский монастырь.

Администрация чернобыльской зоны отчуждения Музей в Чернобыле Памятники чернобыльской зоны отчуждения
Администрация зоны отчуждения ЧАЭС Уникальный музей в городе Чернобыль Памятники города Чернобыль и зоны отчуждения

Чернобыль иудейский и православный

В 1749 году Радомышльская консистория начала строительство в городе Чернобыль первую православную Ильинскую церковь. Строительство деревянной церкви было завершено в 1779 году. В 1873 году деревянная церковь сгорела и на ее месте была построена каменная. Эта церковь существует в городе и сейчас. В ней проводятся богослужения. В Чернобыльской зоне отчуждения существовала Воскресенская церковь, которая была построена в XVIII столетии в селе Толстый Лес. В 1996 году церковь полностью сгорела.
Воспоминания о городе Чернобыль существуют даже в истории Франции. В период якобинской диктатуры, уроженка Чернобыля, 26-летняя полька Розалия Любомырская-Ходкевич, 30 июня 1794 года была казнена на гильотине в Париже. Ее обвинили в связях с Марией-Антуанетой и другими членами королевской семьи.
Несмотря на то, что середина XVIII столетия в истории Чернобыля была охвачена пламенем народных восстаний, именно в этот период характеризуется существенным культурным и экономическим развитием города.
В XIX столетии начало развиваться предпринимательство, появились школы и медицинские учреждения. В 1855 году открылась первая парафиальная школа. Учителем был дьякон. Он обучал детей в собственном доме, поскольку помещения для школы не было. В это время в Чернобыле жило около четырех тысяч евреев, более двух тысяч православных и 600 раскольников. Так же в городе Чернобыль в то время жило около ста римо-католика. В это время в Чернобыле было пять синагог, три православные церкви и костел. В 1880 году в Чернобыле было открыто первую школу на 60 учеников. Школа содержалась за счет родителей учеников.

Первая топографическая карта Чернобыль и района

Топографическая карта чернобыльщины

Одна из первых детальных топографических карт Чернобыльского района. Дата ее создания — 1894 год.

На рубеже XIX-XX столетий в Чернобыле жило около 17 тысяч человек и насчитывалось около 2000 дворов (хотя, надо признать, существуют другие данные о численности населения Чернобыля в то время, например Похилевич указывает цифры в 2 раза меньшие).
Одним из уникальных древних сооружений на территории современной Чернобыльской зоны отчуждения, как это отмечалось выше, была Воскресенская церковь в селе Толстый Лес. Воскресенская церковь была построена в 1760 году. Размещалась в центре села. Церковь была деревянной, трехсрубной с пристроенной с запада колокольней. Церковь имела три купола. Центральный купол имел окна освещения, другие купола были глухими. В церкви сбереглась росписи XIX столетия. В 1897 году к бабинцу была пристроена квадратная (в плане), двухъярусная колокольня.
Церковь была построена в стиле украинского барокко. После аварии на ЧАЭС и эвакуации населения, церковь была разграблена мародерами. 24 апреля 1996 году, почти через 10 лет после аварии, Воскресенская церковь сгорела. К большому сожалению, этот архитектурный памятник утрачен навсегда…

Толстый Лес - Воскресенская церковь

Толстый Лес — Воскресенская церковь

Воскресенская церковь в селе Толстый Лес (построена в 1760 году).

Воскресеньская церковь - Чернобыль зона

Воскресеньская церковь — документальное фото

Другой ракурс Воскресенской церкви (по материалам Иститута зоологии НАН Украины)

Церковная книга

Церковная книга

Записи в церковной книге Воскресенской церкви (в правом нижнем углу видна запись Н.П.Архипова – одного с основателей отечественной радиоэкологии), по материалам сайта Института зоологии НАН Украины

Одним из наиболее интересных и наименее изученных мест Чернобыльской зоны отчуждения является остатки древнеславянского поселения. На данное время месторасположение этого поселения угадывается по наличию остатков укреплений (земляных валов). Считается, что это древнее поселение относится к милоградской культуре эпохи раннего железа (VII-III столетие до нашей эры). Городище построено на острове посреди непролазных болот. Остатки валов, особенно внешнего вала, очень хорошо идентифицируются и сегодня — даже через две с половиной тысячи лет.
Другие историко-культурные объекты Чернобыльской зоны отчуждения и города Чернобыль представлены на фотографиях ниже.

Еврейское кладбище в г. Чернобыль

Чернобыль: надгробный камень

Надгробный камень на остатках еврейского кладбища 19-го века в городе Чернобыль.

Церковь в г Чернобыль

Чернобыль: Церковь

Церковь в селе Красное Свято-Ильинская церковь в городе Чернобыль

Достопримечательности города Чернобыль, зоны отчуждения ЧАЭС

Мемориал Звезда Полынь город Чернобыль Чернобыль фото туризм история чернобыля
Чернобыль — Мемориал «Зведа Полынь» Музей самосела города Чернобыль История Чернобыля
Чернобыль: брошенные села Самоселы – жители зоны отчуждения Чернобыль: документальное фото города
Брошенные села в зоне отчуждения ЧАЭС Самоселы — жители брошенных сел и города Чернобыль город Чернобыль — документальные фото города

Литературные источники о г. Чернобыль:

  • Ипатьевская летопись. Літопис руський за Іпатьским (Іпатіївським) списком (видання 1908 року). Лътопись по Ипатьевскому списку. Кіевскій лътописный сводъ. В лето 6699 [1191] – в лето 6703[1195].
  • Говірки Чорнобильської зони // Під редакцією П.Ю.Гриценка. Вид-во “Довіра”. — К. 1996. – 358 С.
    Давня історія Чорнобиля. Стаття Д.Кулиняка «Таємниці вовчих закутків». – «Політика і культура». 1-7 травня 2001. №16 (99).
  • Омеляшко Р., Маліневська Н. Краєзнавець минулого століття та його праця. – В кн.: Древляни. – Зб. Статей і матеріалів з історії та культури Поліського краю.
    Лавреній Похилевич. Сказания о населенні местностях Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах , местечках и городах в пределах губернии находящихся.
  • Печера М.П. Городище Милоградської культури в Київському Поліссі// Археологія. — 1976. — Вип. 20. — С. 88.
  • Шендрик Н.І. Довідник з археології України. Київська область. — Київ,: Наук. думка, 1977. — 142 с.
  • Балашов Л.С., Францевич Л.І., Шерстюк Н.І. Состояние объектов природно-заповедного фонда в зоне отчуждения. Проблеми Чорнобильської зони відчуження. Вип. 4. — Київ. Наукова думка. 1996.